ВЕНТИЛЯТОР
ОТОПИТЕЛЯ «ЖИГУЛЕЙ»
Всех владельцев «Жигулей» можно разделить на две группы. Меньшая раскатывает
на еще новых машинах, пока оставаясь в плену иллюзий (замечательный, мол,
автомобиль!). Бо’льшая – это те, кто уже столкнулся с хроническими «болячками»
первенца ВАЗа и его «потомства». В частности, с визгом моторчика отопителя,
выворачивающим душу наизнанку, доводящим водителя до неврастении и, есть
опасения, подрывающим его репродуктивные функции.
Тем, кто дорожит своим здоровьем, не стоит затягивать с ремонтом – само не
пройдет. А так как «болеют» этим 100 процентов «жигулевских» отопителей, то
улучшить их конструкцию советуем заранее, не дожидаясь первого «концерта».
Давно замечено: поначалу у моторчика появляется голос в холодную пору. Визжит
он, пока не прогреется (видимо, что-то меняется в условиях трения между валиком
якоря и подшипниками скольжения). Если моторчик снять, разобрать и, смазав,
собрать, то визг на некоторое время прекратится. Но если ничего не делать,
«болезнь» переходит в хроническую: под действием вибраций (о которых нас
извещает визг) неравномерно изнашиваются и втулки, и валик. Тогда моторчик
визжит постоянно.
Значит, лечение не должно запоздать. Прежде всего определим, что же в
моторчике визжит. На сей счет есть разные мнения, вплоть до фантастических.
Соответственно, и различные способы ремонта, а точнее – устранения «эффекта». В
чем же он заключается? В том, что круглый валик, вращаясь в круглых отверстиях
втулок, тем не менее вибрирует, возникают самовозбуждающиеся колебания,
связанные с «тонкостями» процесса трения при недостатке смазки. Мы разобрали с
десяток визжащих моторов (владельцы «жигулей» с легким сердцем их выбрасывают).
|
|
Задний конец вала якоря. Чаще всего он чист
и, похоже, смазан. |
Передний конец, судя по синему оттенку,
вращаясь в подшипнике, нагревался и был причиной
визга. |
Одно из поверий гласит, что подшипник (втулка) вращается вместе с валиком
относительно корпуса. И скрипит.
|
Мы этого не обнаружили –
следов проворота нет. |
Итак, прежде всего нуждается в смазке пара – передний подшипник и валик.
Подвести ее можно по трубке, хотя бы такой, как применяется в стеклоомывателе.
Для этого даже не придется разбирать моторчик, что и показано на дальнейших
снимках.
|
Измерив диаметр трубки,
подобрали сверло – примерно на 0,5 мм большее. |
Трубка нашего «маслопровода» должна сидеть в будущем отверстии во втулке с
зазором, чтобы излишки масла вытекали наружу, а не в моторчик, его щетки и т. д.
|
|
Керним метку на поверхности корпуса в зоне
подшипника. |
Осторожно сверлим отверстие, пока не
почувствуем упора сверла в валик. Если, проворачивая его, вы заметите
заедание, мотор все же лучше разобрать, чтобы устранить заусенцы. В
большинстве известных нам примеров в этом не было необходимости, но все
же… |
|
|
Снимаем стопорное кольцо... |
отворачиваем два винта… |
|
|
…и извлекаем якорь. |
Может случиться, что на поверхности валика
образуется неглубокая лунка. Не страшно – лучше удержится смазка. Но
заусенцы нужно удалить надфилем или шкуркой. |
|
|
На корпусе зачищаем до металла два пятна и,
облудив, припаиваем полоски жести. Они будут удерживать
маслопровод. |
Вставив трубку в отверстие, загибаем
полоски. |
|
|
Закрепив крыльчатку, проверяем, не цепляет
ли она за маслопровод. |
Собрав отопитель, выводим трубку
наружу. |
|
Масло (моторное,
трансмиссионное и т. п.) по мере необходимости можно подавать медицинским
шприцем, закрепив его под панелью возле
«бардачка». |
Другой вариант решения – жестко припаять к корпусу электродвигателя медную
трубку, а уже ее соединить с пластиковой.
Наконец, существует вариант переделки моторчика с заменой подшипников
скольжения на шариковые. Например, подшипники 60026 от счетчика моточасов
дизельного двигателя, от некоторых электроинструментов и т. д. Важно, чтобы это
были закрытые подшипники, с заложенной смазкой. Внутренний диаметр нового узла –
6 мм, наружный – 25 мм.
В этом случае, разобрав электродвигатель...
|
|
…узкой стамеской срубаем усики, фиксирующие
стопорную шайбу подшипника… |
…и выбиваем его. |
|
|
Выточив проставочное кольцо под выбранный
подшипник (наружный диаметр 25 мм) и смазав его эпоксидным клеем, собираем
узел… |
…и запрессовываем на
место. |
Тем, кому эти два способа ремонта по каким-либо причинам не подходят (не
нравится висящий в укромном месте шприц-резервуар с маслом или не удалось найти
подходящий шариковый подшипник), предлагаем еще один, также проверенный нами
способ.
|
Тефлоновый подшипник
скольжения. |
Этот материал обладает очень малым коэффициентом трения, легко выдерживает
высокую (примерно до 400°С) температуру и при этом не горит. Продается в виде
различных сантехнических прокладок и т. п. в хозяйственных магазинах.
|
Шайба из такого материала,
вырезанная по размерам гнезда в корпусе, работает ничуть не хуже
шарикового подшипника. |
Все три варианта мы опробовали на редакционных машинах – результаты
положительные.